Госзадание как платформа кооперации: три шага к эффективному партнёрству науки и бизнеса
Отгремели насыщенные дня V Конгресса молодых учёных, в котором приняли участие представители нашего Клуба. Конгресс подтвердил стратегический курс на конвергенцию фундаментальной и прикладной науки, продемонстрировав готовность молодого научного сообщества к решению технологических вызовов, от ИИ и беспилотников до кадрового обеспечения. С обсуждений акцент сместился на практическую реализацию проектов и поддержку молодых специалистов, что закладывает основу для трансформации научного потенциала в конкретные производственные решения.
Председатель Правления Клуба Андрей Полозов-Яблонский 28 ноября выступил на мероприятии Дирекции научно-технических программ на стенде СИБУРа.

Еще одно выступление Андрея Александровича состоялось 29 ноября на сессии «Полезные уроки государственного задания 2.0». В нем он обозначил, что модель госфинансирования через поиск индустриального партнёра верна, но требует «тонкой настройки», особенно в части прав на РИД и сроков реализации. Яркий пример из практики «Аэрофлота» — разработка системы блокчейн-расчетов за авиатопливо. Это был прорывной проект, который компания вряд ли решилась запускать самостоятельно, но грантовая поддержка позволила его реализовать и получить все права на интеллектуальную собственность. Спикер сравнил две модели:
«Все права — компании» (как в проекте по блокчейн-расчетам за авиатопливо) — мощный стимул для бизнеса.
«Права у университета, компания получает лицензию» (как в проекте по машинному зрению для дефектовки лопаток) — более правильная с точки зрения государственной политики (предотвращает «закрытие» перспективных разработок в рамках одной компании), однако вузы далеко не всегда могут патентовать и коммерциализировать («права» пылятся на полке).
А вот готовность бизнеса финансировать патентование, по мнению Андрея Александровича, это и есть новый критерий эффективности для регулятора: «Если компания-партнер готова взять на себя расходы по патентованию и коммерциализации РИД — это прямой сигнал о высокой рыночной ценности разработки. Готовность бизнеса инвестировать собственные деньги сверх гранта — лучший индикатор потенциального успеха».
Таким образом, система должна быть гибкой. В одних случаях права логично передавать компании, в других — оставлять науке, но при этом создавать механизмы, поощряющие активное участие индустриального партнера в управлении этими активами.
Другой критически важный аспект – горизонт планирования. Для таких компаний, как «Аэрофлот», установленные сроки на 2027-2029 годы нереалистичны, потому что нужны решения «здесь и сейчас». Нужны решения «здесь и сейчас». Возможный выход — вместо жестких, долгосрочных ТЗ государство могло бы формулировать стратегические вызовы (например, «цифровой двойник», «системы прогнозирования спроса»), которые позволят бизнесу оперативно формулировать конкретные задачи под меняющийся рынок. Но чтобы эти рамочные темы стали действительно прорывными, необходим качественный форсайт.
«Аэрофлот» — это финальное звено в цепочке. Мы видим проблемы пассажиров, логистики, эксплуатации. Но чтобы понять, какие фундаментальные исследования нужны для прорыва на 10-15 лет вперед, нам необходим диалог с научным сообществом. Совместный форсайт, где технологические тренды (например, ИИ, квантовые вычисления) проецируются на нужды транспорта, позволит сформировать амбициозную и реалистичную программу фундаментальных исследований», — отметил Андрей Полозов-Яблонский.
То есть бизнес (как заказчик будущих технологий) и ведущие научные центры (как генераторы идей и компетенций) должны вместе проецировать глобальные технологические тренды (ИИ, квантовые вычисления, новые материалы) на конкретные вызовы отраслей (транспорт, логистика, энергетика). То есть форсайт – это не просто обмен мнениями, а инструмент для формирования «дорожной карты» прорывных НИОКР, где фундаментальная наука получает ориентиры от реального сектора, а бизнес — понимание, на какие технологические рывки можно рассчитывать в стратегической перспективе.
Андрей Полозов-Яблонский предложил переосмыслить госзадание как интеллектуальную платформу кооперации:
«Государственное задание 2.0 должно быть не просто механизмом финансирования, а интеллектуальной платформой для кооперации, где риски, результаты и выгоды справедливо распределены между государством, наукой и бизнесом».
В общем, по мысли спикера, требуется переход от точечного финансирования проектов — к созданию гибкой системы, где гибкое распределение прав на РИД, рамочные темы для оперативных решений и системный совместный форсайт для стратегических прорывов становятся тремя столпами эффективного партнёрства.



